Трансформация кино под воздействием компьютерных игр

 
Трансформация кино под воздействием компьютерных игр
Год: 2014
Жанр: Новости кино

О влиянии видеоигр на кино можно говорить в трех случаях: когда создатели фильма копируют внешнюю стилистику компьютерной игры; когда фильм становится экранизацией конкретной компьютерной игры; и, наконец, когда фильм заимствует у компьютерной игры философию.
Фильмы первого типа – это картины со зрелищными спецэффектами и трюками, сложной компьютерной графикой, монструозными чудовищами, насыщенным деталями цифровым кадром. Как правило, эти фильмы созданы в общей с компьютерными играми внешней стилистике.
Создатели таких картин, как правило, используют линейный, последовательный сюжет и традиционную систему персонажей. Самый распространенный хронотоп этих фильмов – космос, другие планеты или галактики в далеком будущем.
Первые фильмы этого типа появились раньше остальных: они берут свое начало даже не от компьютерных фильмов, а скорее от литературного жанра научной фантастики. Более того, именно они и повлияли на становление эстетики видеоигр: первым образцом в этом ряду считается «Космическая Одиссея 2001 года» Стенли Кубрика. Уже затем последовали «Звездные войны» Джорджа Лукаса, «Чужой» и «Бегущий по лезвию» Ридли Скотта, «Стартрек» Роберта Уайза, «Трон» Стивена Лисбергера. Это классические фильмы, сюжет, образы и дизайн которых вдохновляли первых разработчиков игр. Например, после выхода сериала «Звездный путь» в 1966 году и по сегодняшний день на его основе было создано 53 игры, а на сюжете всех шести фильмов «Звездные войны» - 134 игры.
Уже позже, примерно с 1990-х, развитие цифровых технологий видеоигр пошло дальше, и в 2000-е создатели фильмов этого типа стали уже сами пользоваться качественными достижениями разработчиков компьютерных игр. Их технологические находки легли в основу компьютерной графики, использованной в «Пятом элементе» Люка Бессона, сиквелы, приквелы и трансформации «Чужого» («Чужой: Воскрешение», «Чужой против Хищника», «Прометей» и т. д.), приквелы Джорджа Лукаса к «Звездным войнам». И сюжеты этих фильмов в свою очередь снова становятся основой для новых видеоигр: например, практически сразу же после выхода «Пятого элемента» компания Kalisto разработала игру в жанре 3D Action.
Картины второго типа – адаптации компьютерных игр, популярные у авторов кино и зрителей вот уже третий десяток лет. Как правило, это классические боевики в различных его поджанрах: файтинги (на основе игры Mortal Kombat – фильм Пола У.С. Андерсона «Смертельная битва»), хорроры (на основе японской игры Silent Hill фильм «Сайлент Хилл» Кристофа Гана; на основе игры Doom одноименный фильм Анджея Бартковяка), приключенческие боевики (на основе Tomb Rider фильм Саймона Уэста «Лара Крофт – расхитительница гробниц»), шутеры (на основе игры Max Payne одноименный фильм Джона Мура), или же синтез всего вышеперечисленного, как «Обитель зла» Пола У.С Андерсона по одноименной игре.
Примечательно, что герои всех этих фильмов абсолютно статичны: как положительные персонажи, так и злодеи в течение фильма не меняются, так как за ними, как в играх, закреплена одна функция. Сюжеты хотя при переносе на экран и претерпевают определенные изменения, в своей основе также остаются прежними: они различаются только в зависимости от жанра игры. Стилистика фильма совпадает также со стилистикой игр: создатели картин стараются угодить фанатам игр, намеренно воссоздавая знакомых им внешне героев, их одежду, набор оружия и движений, конкретные яркие игровые эпизоды, заимствуя даже музыкальные темы.
Наконец, фильмы третьего типа возникли как результат переосмысления режиссерами философии виртуальной игры. Фильмы этой категории стали снимать на рубеже 1990-2000-х годов: одними из первых стали «Матрица» (1999) Энди и Ланы Вачовски и «Экзистенция» (1999) Дэвида Кроненберга.
Фильмы этого типа заимствовали скорее не форму, а суть видеоигры, как параллельной реальности. Один из главных философских вопросов, который решается в картинах подобного рода, - что есть действительность, а что есть виртуальность? Герои этих картин не задумываются о вечных философских вопросах («кто я?», «что есть смысл жизни?», «что такое смерть, любовь?» и т. д.), их главным образом интересуют эпистемологические проблемы: «что есть правда, а что вымысел?» и «откуда я знаю то, что знаю?». В фильме Кристофера Нолана «Начало» реальность и сон настолько плотно слились, что главной проблемой картины становится их различение; в фильме «Помни» герой, потеряв память, пытается выстроить логическую цепочку событий, связанных с убийством его жены, и понять, что их окружающих его людей ему лжет, а кто нет.
Компьютерные игры – продукт постмодернизма, эстетика которого не приемлет длинные сюжеты, которые были присущи модернизму. Действительно, видеоигра состоит из коротких игровых сессий, каждая из которых - одна маленькая история. Фильмы третьего типа взяли эту же композицию за основу и опять же наполнили ее новым смыслом: так возникли фильмы с альтернативными повторяющимися сюжетами («Беги, Лола, беги» Тома Тыквера, "Исходный код"), которые доказывают, что все в мире относительно, все меняется, если при исходных условиях изменить модель поведения; или фильмы с условными привязками к пространству и времени – например, именно в этой направлении работает режиссер Кристофер Нолан.
Перемещения его героев в пространстве или во времени происходит не за счет какого-то полуфантастического атрибута (наподобие машины времени), а благодаря нестандартному монтажу. Режиссер «разрезает» свои фильмы, меняя местами причины и следствия, создавая клиповый виртуальный мир, в котором современный зритель, привыкший к виртуальной реальности компьютерных игр, ориентируется без труда.

Поделиться новостью с Друзьями:



Помните, что у нас не принято писать транслитом, выражаться нецензурной лексикой и оскорблять присутствующих.
Будьте вежливы и уважайте чужое мнение.

Комментарии зрителей

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Требуется для просмотра Flash Player 9 или выше.

Показать все теги
КАЛЕНДАРЬ
ОПРОС
Какой фильм получил Оскар 2013 года в номинации «лучший фильм»?

«Кон-тики»
«Любовь»
«Жизнь Пи»
«Мой парень — псих»
«Операция „Арго“»
spacer
spacer spacer
spacer
spacer spacer
spacer
РЕКЛАМА
© CinemaxX.ru 2007–2016 , Фильмы онлайн, смотреть онлайн фильмы HD . Онлайн Кинотеатр
  • Для правообладателей
  • Обратная связь

  • S
    А
    Б
    В
    Г
    Д
    Е
    Ж
    З
    И
    Й
    К
    Л
    М
    Н
    О
    П
    Р
    С
    Т
    У
    Ф
    Х
    Ц
    Ч
    Ш
    Э
    Я