Эпоха протеста в кинематографе

 
Эпоха протеста в кинематографе
Год: 2014
Жанр: Новости кино


«Холодным взором» – редкий случай, когда голливудская студия выпустила абсолютно независимый по своему духу фильм, в котором стерты границы между игровым и документальным кино и смело представлены все противоречия происходящих тогда политических и социальных процессов, которые замалчивались телевидением и еще не были раскрыты в кино.
К началу 1968-ого года Хаскелл Уэкслер зарекомендовал себя как талантливый документалист и отличный оператор, получивший «Оскар» за операторскую работу в фильмах «Кто боится Вирджинии Вульф?» Майкла Николза и «Душной южной ночью» Нормана Джуисона. «Холодным взором» – первый игровой фильм Уэкслера, в котором он выступил в качестве режиссера, сценариста и оператора одновременно. При этом он использовал свой опыт работы в документалистике, на телевидении и в Голливуде, борясь с системой студийного производства изнутри. Уэкслер снял неоднозначную картину о человеке с киноаппаратом в эпоху протеста. Сюжет фильма о телевизионном операторе из Чикаго вплетён в канву реальных событий того времени и снят с документальной достоверностью в самой гуще массовых бунтов 1968-го года, жестоко подавляемых полицией. В «Холодным взором» исследуется природа насилия и протеста и гипнотическое воздействие, которое оказывает на людей процесс киносъемки и просмотра кинохроники, приводящий к тому, что человек испытывает невероятное возбуждение, но в то же время держится на дистанции.
О нём много писали на Западе, но на русском о Хаскелле Уэкслере и его выдающемся режиссерском дебюте материалов почти нет. Русскоязычной публике предоставляется возможность прочитать наиболее любопытные фрагменты критических статей, бесед с режиссером и отзывов о фильме, объединенные наводящими вопросами в воображаемое интервью.
“Я с самого начала понимал, что, находясь в здравом уме и трезвой памяти, я не буду снимать экранизацию романа Куфера, когда у всех на глазах творился весь этот переполох с выборами 1968-го года, и еще была надежда, что на собрании Демократической Партии будет утвержден кандидат, выступающий против войны во Вьетнаме, которую поддерживал президент Джонсон” - заявил критик. Он принимал участие в антивоенном движении, и, как и многие другие, понимал, что Конвенция Демократической Партии, которая была намечена на август 1968-го, должна была собрать в Чикаго массовые демонстрации. Поэтому он решил не придерживаться сюжета книги и сделал главным героем телеоператора из новостей, освещавшего все значимые события, которые тогда происходили, причём, некоторые были прописаны в сценарии еще до того, как они случились. Тогда он думал, что этого оператора будет играть независимый режиссер Джон Кассаветес. Главного героя даже зовут похоже – Джон Касселас. Но, к сожалению, Кассаветес в итоге не смог принять участие в съемках, так как был занят в другом проекте. Ещё он очень хотел показать в фильме Аптаун, самый бедный район Чикаго. Поэтому и ввел в сюжет мать-одиночку и ее сына Гарольда из Аптауна, с которыми знакомится главный герой. Работая с людьми, которые испытывают сильные чувства, можно многого добиться. Там, где вокруг людей разыгрываются страсти, можно снять настоящую драму. Я искренне верю, что в этом фильме у нас это получилось.
По мнению кинокритика, почти все режиссеры втайне наслаждаются тем, что они играют в Бога и управляют событиями, влюбляют персонажей друг в друга, позволяют одному убить другого и так далее. Редко можно встретить фильм, по которому это не было бы заметно. Однако «Холодным взором» – как раз тот случай, когда режиссер выступает не в качестве Бога, а в качестве зрителя. Происходящие события для него так же неожиданны, как и для зрителя, он подчеркивает это и старается подать их так, чтобы они выглядели спонтанными и случайными. Первые 30 минут фильма не дают зрителю ничего, за что можно было бы уцепиться, чтобы составить представление о внятном, распознаваемом сюжете. Вместо этого Уэкслер просто задает атмосферу, в которой все будет происходить. Такой подход требует, чтобы зритель проделал определенную работу, за которую он получит вознаграждение. Вглядевшись в структуру этого фильма, можно выйти за границы привычного представления об обыденной реальности, которая только кажется похожей на линейный нарратив.
Концовка фильма - это катастрофа и многим придется не по душе. Когда «Холодным взором» посмотрел Ричард Шикель, кинокритик из журнала Life, он сказал, что ему понравился фильм, но не концовка. Но через несколько дней Ричард сказал мне, что он пересмотрел свое мнение насчет концовки и принял ее такой, какая она есть. Да, она противоречит ожидаемому ходу событий. Но ведь с катастрофами так всегда! Если вы подготовили себя к тому, что сейчас случится что-то ужасное, этого не происходит. Но тут, когда опасность миновала, бац! – и все, ты поскальзываешься на мокром полу и ломаешь кости. Все катастрофы так и происходят – в самом разгаре событий, причем, это могут быть катастрофы мирового масштаба.
Связь между реальностью и иллюзией, сравнение реального времени и времени в кино весьма интересно. Многие идеи он почерпнул у Годара. Он придает смелости. Этот дерзкий и бесстрашный мерзавец пробует абсолютно все. Он исследует пространство между кино и реальностью, актеры в его фильмах говорят прямо в камеру. Негры в «Холодном взором» – тоже. Они не хотели играть, и были согласны участвовать в съемках, только если им будет предоставлена возможность высказать все свои мысли о средствах массовой информации и об отношении к черным напрямую. Так что они были честны друг с другом, и он показал то, что они на самом деле думали. Иногда это срабатывает, а иногда – нет. Иногда спланированная и выверенная до малейших деталей сцена может казаться более реальной, чем сама действительность.

Поделиться новостью с Друзьями:



Помните, что у нас не принято писать транслитом, выражаться нецензурной лексикой и оскорблять присутствующих.
Будьте вежливы и уважайте чужое мнение.

Комментарии зрителей

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Требуется для просмотра Flash Player 9 или выше.

Показать все теги
КАЛЕНДАРЬ
ОПРОС
По утрам я обычно пью...

Кофе
Чай
Кефир
Сок
Пиво
spacer
spacer spacer
spacer
spacer spacer
spacer
РЕКЛАМА
ТОП КОММЕНТАТОРОВ
РЕКЛАМА
© CinemaxX.ru 2007–2016 , Фильмы онлайн, смотреть онлайн фильмы HD . Онлайн Кинотеатр
  • Для правообладателей
  • Обратная связь

  • S
    А
    Б
    В
    Г
    Д
    Е
    Ж
    З
    И
    Й
    К
    Л
    М
    Н
    О
    П
    Р
    С
    Т
    У
    Ф
    Х
    Ц
    Ч
    Ш
    Э
    Я